четверг, 29 сентября 2011 г.

Впечатления дней

Школа танцев для широкой публики отреставрировала старинные конюшни, и теперь в осенней ночи на берегу реки светятся большие окна, в которых люди всех возрастов танцуют сальсу и вальсы.



***
Сварила джем из тыквы с лимоном и имбирем по рецепту Муми-мамы. Неплохо, но не блестяще. Все-таки вкусное варенье или джем сварить непросто, не достаточно следовать рецепту, надо иметь интуицию, чтобы варево не превратилось в приторный сироп, а сохранило аромат исходного фрукта или ягоды.

***

Вчера побывала на концерте Российского национального оркестра оркестра под управлением Михаила Плетнева. Концерт Антонина Дворжака си минор для виолончели с оркестром исполняли с юным Нареком Ахназаряном, лауреатом первой премии конкурса имени Чайковского.

Еще пару концертов назад я была уверена, что обожаю всех виолончелистов на свете. Но вот уже второй раз не случается совпадения с исполнителями.

В конце прошлого сезона мы слушали Бориса Андрианова с симфоническим оркестром имени Чайковского, впечатления у меня точь в точь, как вчерашние. Первое отделение - с трудом удерживаю внимание "Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром" Чайковского и переживаю счастье во второй части концерта, где звучит сюита из балета «Жар-птица» Стравинского. Вот и теперь Дворжак никак меня не пускает в свою музыку, которую виолончелист включить в программу тура, так как с ней победил в конкурсе. Все эти фольклорные мотивы соскальзывают с меня, как с гуся вода. Зато во втором отделении отдыхаю под "Времена года" Глазунова.

Концерт Дворжака называют величашим в своем жанре, да и сам автор был им чрезвычайно доволен. Вот тут есть эпизоды в исполнении Ростроповича, надо послушать, когда будет хороший интернет. Как бы то ни было, приходится расписаться в своей глухоте и темноте, потому что концерт этот мне оказался не по зубам.

А вот Александр Глазунов очень прост и приятен в восприятии. У него музыка красочная, иллюстративная, мелодичная, многоголосная. Весь оркестр красуется по очереди, картины разворачиваются одна за другой. Чистый праздник! Это очень хорошо слушать с детьми, мне кажется, отличный материал для введения ребенка в симфоническую музыку, ничуть не хуже Чайковского, например.В музыке я ничегошеньки не понимаю, симфонические концерты люблю за неизменно приподнятое настроение, которое появляется от одного вида десятков людей с блестящими инструментами, от первых звуков при настройке до последних литавров в коде. Сказать, как дирижировал Плетнев, соответственно, не умею. Чтобы понять профессию дирижера, надо слушать одно и то же произведение неоднократно, возможно, с клавиром, изучая его, сравнивая оттенки у разных дирижеров - только тогда понятно, в чем сущность работы руководителя оркестра. А так - мы видим только жесты, какими он управляет, да выражение лица, если повезет. У Плетнева манера мягкая, лиричная, но кажется, его плавность достигается жесткой рукой, и холодной, хорошо знающей, что делать, головой. Он улыбается, как герой мультфильма, но выглядит совсем не простаком.

А виолончелисты, которых  тоже могу оценить только по самым профанским категориям, показались мне во-первых, какими-то растрепанными, во-вторых, герметичными при внешней экспрессивности. Борис Андрианов выступает в черной рубашке, заправленной в мятые брюки, со щетиной на лице - похож на исполнителя русского шансона. Нарек Ахназарян выходит в белой рубахе навыпуск, расстегнутой сверху. Оба играют не только пальцами, но и всем телом, лицом - пыхтят, закрывают глаза, мотают головой. Но почему-то эта их экспрессия - как за стеклом, не выплескивается на таких твердолобых слушателей, как я. Вообще, я не против пыхтящих исполнителей, мой фаворит - Граф Муржа, например. Но от него удается ловить эмоцию...

Комментариев нет:

Отправить комментарий