суббота, 25 мая 2013 г.

В саду Джейн Остин

Впервые за долгое время зашла в офф-лайновый книжный магазин. Сразу увидела много знакомых названий, вычитанных из книжных обзоров "Афиши". Зашла я, чтобы купить презент своей приятельнице, когдатошней нашей университетской учительнице английского, ИН. Сначала я увидела одну, потому другую, потом третью! В общем купила три книги, в расчёте на то, что если у неё уже есть одна, то подарю другую, а остальные оставлю себе.

http://coliter.ru/xml_my_shop_new/img/316886.jpg

Итак, для ИН я купила автобиографию Агаты Кристи. У меня эта книга есть, но я была уверена, что если не ИН, то кому-нибудь подарю её к всеобщему удовольствию. Читать Кристи приятно - интересно, красиво, к тому же бодрит английский стоицизм по отношению к жизненным неприятностям.

http://www.combook.ru/pictures/10337418.jpg

Меня увлекло описание книги Марка Твена "Простаки за границей". Раньше я обожала травелоги, скупала их, не глядя. Вот и тут не устояла. Подумала, Марке Твен - классик, травелог по Европе - всем интересно. И уже на пути к кассе увидела на стенде, посвящённом ландшафтному дизайну, книгу Ким Уилсон "Сад Джейн Остин".

 http://www.mdk-arbat.ru/main-book-image/768591

Во-первых, красивая обложка, во-вторых, про эту книгу я читала у одной любознательной девушки в ФБ, в-третьих, идея книги прекрасная: собрать описания садов, садиков и парков в романах Остин и разбросать цитаты из романов среди описаний ныне существующих садов, видевших Остин, и классификации английских garden от внутренних двориков, уставленных горшками с геранью до огромных лесопарков, а также снабдить это всё фотографиями цветников и прудиков. Я купила книгу, так как она была английская, заманчивая и к тому же я не прочь была оставить её себе.

ИН, оказалось, не читала автобиографию, так что я стала счастливой обладательницей Твена и садов Остин. Первым делом принялась за сады. Прочитала их за два коротких вечера, при том, что книжка эта была самая дорогая из трёх и стоила почти 500 рублей, она же оказалась и самой бестолковой. Это именно, что механическая мешанина из цитат и беглых описаний парков. Больше похоже на эссе, краткий обзор. Да, описываются разные типы садов и огородов, но читатель скользит по поверхности, не получая никаких глубоких сведений о жизни и повседневности обитателей коттеджей и дворцов с парками. Иллюстрации красивые, но не умопомрачительные. Книга мне показалась популярным собранием полумер - модная идея, непыльная компиляция, вот и готов путеводитель, тем более, что к каждому ныне существующему саду полагается  аннотация с адресом в интернете.

https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMcvVoBv4Ssbex44BiHou8NIFhtiAS9au-31UYNqfwr4rra-SyAzn4jHyN5nexKDv-VzvNN5UE9DHKMhFk6oMf8-l7gTOpp6_fZBL3h4KIDTuhEDuaFh4GlF8Qq2eywRwcc0473x3pdjF7/s1600/sense+and+sensibility+norland+park.jpg
Вот в таком доме героини "Разума и чувств" жили до смерти отца.


http://janeaustensworld.files.wordpress.com/2011/06/edward-arrives-6-2.jpg
... а в такой переехали после.


Мне не хватило в этом тексте глубины, зато я воспользовалась списком экранизаций Остин (в нём указывается, в каких поместьях снимались фильмы, а также имена актёров и год выпуска). И на этой волне я с большим удовольствием посмотрела "Разум и чувства" 1995 года с Эммой Томпсон, Кейт Уинслейт, Хью Грантом и Аланам Рикманом, там даже Хью Лори есть в крошечной симпатичной роли.


http://media.filmz.ru/photos/big/b_112088.jpg
Бартон-коттедж - огромный домина, по нашим меркам, а для них - скромная хижина

http://kinoromb.ru/uploads/posts7/1335620829_razum-i-chuvstva2.jpg
К сожалению, не нашла кадр, где они пьют чай из голубых чашек с подглазурной, как мне показалось, росписью

http://www.theladiesofthehouse.org/tea_sense_and_sensibility.jpg
Хью Лори играет тут неплохого мужчину, попавшего в западню глупой жены. В прощальной сцене с Эммой Томпсон, мне кажется, он в неё почти влюблён

Замечательный кастинг, атмосфера неторопливой жизни с чаепитиями из умопомрачительных голубых чашек и букетами садовых и полевых цветов, прекрасные виды, точно выдержанная мера мелодраматизма - я очень рада, что посмотрела этот фильм, его хочется пересматривать под настроение и любоваться. Маша тоже со мной смотрела и я не протестовала. В конце она сказала, что кино это ей очень понравилось - ей давно кажется притягательной тема женихов, расставаний и встреч, балов и букетов.


http://www.dvdsvet.cz/shop_img_sortiment_galerie/00374_13.jpg
Один жених принёс букет садовых цветов, другой следом - полевых. Ах, барышня, везёт вам!


http://janeaustensworld.files.wordpress.com/2010/07/piano-forte-arrives10-2.jpg

http://rickman.ucoz.ru/_ph/30/71897080.jpg

http://janeaustensworld.files.wordpress.com/2010/06/wedding-8-2.jpg
На следующий день я стала смотреть "Мэнсфилд парк". Сначала 2007 года зачем-то. Досмотреть его не смогла - несмотря на красивые интерьеры и парки, очень тяжёлое зрелище, камера дёргается, актёры выглядят и ведут себя уж слишком развязно и эмансипировано, как будто хотят угодить современному зрителю (или уже не могут иначе?). Выключила, в общем.


 И тут же выяснилось, что существует версия 1999 года. В ней тоже есть некоторые режиссёрские попытки бунта и эксперимента, но в целом фильм приятный, в нём старомодные английские актёры, всё чинно и благородно, без попыток приблизить викторианских дев к современным девчонкам. Фильмы начинаются с небольшой предистории, так вот уже в первом эпизоде Фанни Прайс изображена очень точно, буквально пара сцен, и становится ясно, каковы герои, каковы между ними социальные отношения и всё прочее. Качественно сделанное кино, в общем.



http://media7.fast-torrent.ru/media/files/s4/wh/ve/mensfild-park.jpg
http://dcp.sovserv.ru/media/images/a/d/8/297355.jpg
Фанни - прямолинейная, уверенная в себе, умная и удивительно мудрая. Эдмунд же совсем юнец. Добрый, интеллигентный, но неопытный и наивный. Верно говорят, что девочки взрослеют раньше мальчиков...
 Замечательная Фанни Прайс - Френсис О`Коннор, да и Джонни Ли Миллер весьма неплох в роли Эдмунда. Да что говорить, тут сэра Томаса Бертрама играет сам Гарольд Пинтер!

http://www.patriciarozema.com/films/mansfield3.jpg
Совсем не простой, не плоский персонаж вышел у Пинтера. Он одновременно дитя своего времени - владелец плантаций и рабов в колониях, и человек довольно мудрый и добрый, но тебе остаётся только догадываться об этом. Во многом, потому что привыкаешь в кино видеть шаблонных, однозначных персонажей.

Занятная парочка персонажей - брат и сестра Кроуфорды. Интересны они тем, что в фильме 2007 года Мэри, да и Генри Кроуфорд очень похожи на актёров 1999 года, вплоть до причёски, одежды, аксессуаров. Это навело меня на мысль о сравнении фильмов, но я её отбросила, так как даже ради разгадки тайны удивительного сходства не готова смотреть кино 2007-го.

А ещё меня позабавило, что из двух сестёр Бертрам хорошенькой считается курносая  Мария в исполнении Виктории Хэмилтон (кстати, она снималась в прекрасном сериале про "Lark Rise to Candleford"):




А Джулия - Джастин Уотдел считается менее красивой:
http://torrent.kuzbox.ru/torrents/images/43681.jpg


 "Мэнсфилд парк" тоже снят в аутентичных интерьерах, но атмосфера, прелестный фон старины тут не так меня пленяют, как в "Разуме и чувствах", то ли им меньше внимания уделяется, то ли в целом ритм фильма такой, не располагающий к созерцательности. 

Как бы то ни было, экранизация эта вполне заслуживает внимания. Может быть, не Оскара, но доброжелательного зрителя, неравнодушного к Остин, это точно.
http://p2.storage.canalblog.com/21/25/186162/26865497.jpg
Это в финале такие лирические замершие сценки


Пока искала кадры из фильмов, нашла два блога, по крайней мере один из которых - "Мир Джейн Остин" в одной только записи даёт информации не меньше, чем в половине книги Ким Уилсон. Второй посвящён фильмам по литературной классике XIX-XX века, как я поняла, это "Киноклуб Джейн Остин", что-то вроде книжного клуба Опры, хе-хе.

5 комментариев:

  1. О, Ира!
    Как я люблю именно старую экранизацию ,вот эту версию, с Эммой Томпсон 1995 года! Я пересматриваю её раз в пару месяцев, сейчас подсчитала и поняла это! И с Аней смотрела, ей тоже нравится.
    Мы несколько разных версий видели, даже индийских парочку (или одну, уже не уверена) :-)
    И Гордость и Предубеждение, конечно.

    Я когда-то, кажется, у Вики что-то встретила про костюмы и ВВС, и увлеклась. В своё время не смогла, например, вообще, органически н есмогал посмотреть современную Ярмарку тщеславия - всё яркое и дёргается.

    Хочу эти блоги про Джейн Остин.
    Мы как раз вчера досмотрели Кренфорд, кстати :)

    А пару лет назад открыли для себя Lark Rise to Candleford, не Джейн Остин, но английские луга, прогулки и прочее, красивое и неторопливое. И, конечно, английская речь, какая красивая!

    ОтветитьУдалить
  2. Мэнсфилд парк, как мне кажется, я смотрела. Даже обе версии. Но не могу вспомнить его точно, с удовольствием пересмотрю.

    Всегда ужасно расстраивает меня, когда в новых экранизациях в угоду современной нашей моде в те костюмы наряжают болезненно (по понятиям того века) тощих девушек, они настолько не смотрятся в них, настолько чужие! Или когда они вдруг весь фильм бегают себе беззаботно с кудряшками без малейшего намёка на чепец!

    Кажется, вот здесь я когда-то читала про костюмы к экранизациям к Джейн Остин: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/
    Недавно с большим трудом отыскала этот блог и снова наслаждаюсь.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот нашла там пост, может, тебе будет интересно: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/1869.html

    ОтветитьУдалить
  4. Я перепутала Крэнфорд и Кэнделфорд, ссылка-то как раз на Ларк Райз. Я их смотрела с небольшим перерывом, вот они и слились в голове. А блог, который ты дала, мне понравился, во всяком случае, про замок я с удовольствием почитала за завтраком, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Ой, я тоже всё напутала!
    Про головные уборы, сегодня распереживалась - пошла искать, не знаю, с чего у меня засело, что девицы не могли перед мужчинами без чепца ходить - не нашла нигде подтверждения, не знаю, откуда это у меня в памяти. Напутала, наверное.
    Про "Разум и чувства" - оказалось, что мы смотрим регулярно версию ВВС 2008 года (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC_%D0%B8_%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%28%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB,_2008%29), а не коламбияпикчеровскую. Ту я раньше смотрела несколько раз, не знаю, почему убрала с сервера. Сегодня пересмотрела, благодаря тебе :)

    Про Мэнсфилд парк - оказалось, я пробовала смотреть как раз новый, расплевалась и не продолжила. Не вынесла вида викторианской девушки с вечно растрёпанными короткими и обесцвеченными волосами, с проглядывающими чёрными корнями. Не хватило терпимости. И да, вечно полуголые груди! Они нижнюю рубашки ведь надевали, тонкую, чтобы прикрыть глубокое декольте. Ну не смогла я осилить викторианскую эпоху в такой подаче. Зато с удовольствием посмотрю твою версию, 1999 года.

    ОтветитьУдалить