суббота, 4 мая 2013 г.

"Здравствуй, грусть!" и другие впечатления каникул

Воображаю, что хочу прочитать:

Ролан Барт "Мифологии"
Владимир Паперный "Культура два"
Джон Стейнбек "Русский дневник"
Ле Корбюзье "Путешествие на Восток"

Заимела, но все ещё только воображаю, что хочу прочитать:
Питер Акройд "Шекспир"
Петр Вайль и Александр Генис "Мир советского человека"
Дженет Джекобс "Жизнь и смерть американских городов"
Елена Макарова "Как вылепить отфыркивание" и пр.
Мария Осорина "Секретный мир детей в пространстве взрослых"

Прочитала в действительности:
Таинственная история Билли Миллигана
"Вся жизнь театр" и "Коронация" Акунина
"Здравствуй, грусть!" и "Смутная улыбка" Франсуазы Саган

В вечно дочитываемых:
"Опыты любви" Де Боттона
"В сторону Свана" Пруста

Хочется перечитать:
Сартра
"Госпожу Бовари"

***
От Франсуазы Саган такое приятное каникулярное состояние. Переживания её героинь - такие изматывающие, такие пылкие, такие знакомые, такие не страшные в конечном итоге. Они юны, а вокруг море, Канны, Париж. Прекрасные каникулярные романы, мучительные и сладкие. Даже посмотрела две экранизации "Здравствуй, грусть!".


Американское кино 1958 года очень мне понравилось. Красивые и точные актеры, прекрасные кадры, чудесные виды. Всё залито солнцем. Люди так прекрасны. Так непонятно, откуда берётся трагедия... В конечном счёте, берётся ли. Только после этого фильма мне пришло в голову, что не такая уж убийца Сесиль. Она описывает историю с саморазоблачительной честностью 17-летней, но Раймон виноват не меньше, если вообще кто-то виноват в том, что Анна психанула и как драматическая актриса рванула по серпантину на быстрой неустойчивой машине. Можно подумать, у умной, успешной и красивой женщины не было большей трагедии, чем застукать известного ловеласа в кустах с красоткой. Только тут приходит в голову, насколько всесильная и непоколебима была эта Анна. Кем только не привидится 40-летняя дива 17-летней дурочке, не привыкшей долго раздумывать...

С другой стороны, если помнить о том, что сама Саган была ужасно ревнива и панически боялась потерять своих близких, стоит лишний раз вспомнить о том, что в мыслях Сесиль уживались довольно коварные, занимавшие всю её планы по уничтожению человека с любовью к этому человеку, некоторой зависимостью от него, с восхищением. Она как хищный маленький зверёк, у которого, в конечном итоге, сжитый - в её субъективном мире стопроцентно сжитый - со свету человек вызывает лишь лёгкую, даже приятную грусть, меланхолию. Грех - единственное яркое пятно в нашей жизни?


В этом смысле французский фильм 1995 года восполняет недостаток демоничности и порочности Сесиль. Но упрощает во всех остальных смыслах. Тут Сесиль почти не колеблется в своей неприязни к Анне, вообще, выглядит совсем плоской, изначально разгаданной лолиткой с простыми коварными мыслишками. Возможно 1990-е слишком недалеко ушли от меня, не могу абстрагироваться от примет времени. Герои кажутся мне некрасивыми, непривлекательными. Раймон совершено унылый, в Анне есть некая привлекательность, но тоже меня ничуть не трогающая. Эльза слишком невзрачная, хотя нравится мне больше старших, самая эффектная - Сесиль, но её образ всё-аки кажется мне чересчур упрощённым. В целом, смотреь было любопытно и утомительно. Если бы не прочитанная накануне книга, я бы кино забросила.


В поисках портрета Анны 1958 года нашла список лучших киноактрис на свете - весьма спорный, как и перечень их лучших фильмов, однако в нём есть и кое-что интересное. Например, интересно посмотреть "Долорес Клейборн", люблю Кинга, но хороших экранизаций не помню.

Комментариев нет:

Отправить комментарий