четверг, 31 октября 2013 г.

Элгар и Мунк

Центральное полотно Мунка над сценой в концертном зале Аула
Я случайно наткнулась в Интернете на анонс книги Кетиль Бьёрнстад "Пианисты". Это первая часть трилогии о молодых музыкантах Осло в начале 1970-х. Вспомнила о том, что во время концерта Новосибирского симфонического оркестра решила сделать две вещи: составить плейлист своих музыкальных открытий концертного сезона (из области академической музыки, которую я практически не слушаю в жизни), а ещё поискать книги о музыкантах, дирижёрах, о жизни оркестра. Специально поискать так и не нашла времени, а "Пианистов" мне Озон в скорейшем порядке доставил.

Мне кажется, я за всё время в и после музыкальной школы читала всего пару книг о музыкантах. В детстве запоем прочитала художественную биографию Моцарта, а пару лет назад случайно же купила "Мой папа и Горовиц".

"Пианисты" мне нравятся как роман о юных, как роман о людях совершенно иного времени, а главное - иного круга, в сущности, такого же закрытого и неизвестного, как если бы речь шла о путешествии во времени. К тому же они живут в Норвегии, о которой я так мало знаю.

Герои живут музыкой, постоянно слушают классические концерты. Девушка, в которую влюблён главный герой, предлагает ему послушать Жаклин Дюпре. Упоминается много произведений, но как-то особенно подчеркивается Элгар, а также повторяется, как страстно, пугающе страстно играет Дюпре.

Я нашла фильм про англичанку Жаклин Дюпре, которая была одной из самых знаменитых виолончелисток, с Элгаром у неё были особые отношения, этот концерт сыграл лейтмотив в её жизни. Она рано умерла и очень недолго была на пике карьеры, потом начал прогрессировать рассеянный склероз, в том возрасте, что я сейчас, её возили на коляске, но она продолжала работать, записывая партитуры, аппликатуру, интерпретации.

Мы с Машей посмотрели фильм и потом много раз подряд слушали концерт Элгара. И мне хочется слушать его ещё.

А в прошлое воскресенье я посмотрела документальный фильм "Мунк-150" о выставке в честь 150-летия Эвадрда Мунка, самого известного норвежского художника. Он написал огромные картины, которые украшают актовый зал университета Осло, называемый Аула. В этом зале вручают Нобелевскую премию, в ней проходят концерты самых знаменитых музыкантов мира, в этом зале часто бывают герои "Пианистов" и разглядывают восход солнца, аллегории истории и кормящей матери Мунка.

Оказалось, что про Мунка я толком ничего не знала, действительно, "Крик" - едва ли не единственная его картина, которую я безошибочно могла опознать, между тем, у него есть очень интересные и красивые вещи. В то же время, в "Крике" есть квинтессенция мироощущения Мунка, он сам на свою жизнь смотрел мрачновато, в раннем детстве потеряв мать и сестру. Фильма, безусловно, мало, это лишь приглашение к знакомству с художником.
Концерт Равеля для фортепиано с оркестром G dur. Концерт Элгара для виолончели с оркестром. "Лунный свет" Дебюсси. Клод Дебюсси оказался очень сентиментальным, нежным и певучим, простым для восприятия. Настоящий хит-мейкер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий