четверг, 31 октября 2013 г.

Элгар и Мунк

Центральное полотно Мунка над сценой в концертном зале Аула
Я случайно наткнулась в Интернете на анонс книги Кетиль Бьёрнстад "Пианисты". Это первая часть трилогии о молодых музыкантах Осло в начале 1970-х. Вспомнила о том, что во время концерта Новосибирского симфонического оркестра решила сделать две вещи: составить плейлист своих музыкальных открытий концертного сезона (из области академической музыки, которую я практически не слушаю в жизни), а ещё поискать книги о музыкантах, дирижёрах, о жизни оркестра. Специально поискать так и не нашла времени, а "Пианистов" мне Озон в скорейшем порядке доставил.

Мне кажется, я за всё время в и после музыкальной школы читала всего пару книг о музыкантах. В детстве запоем прочитала художественную биографию Моцарта, а пару лет назад случайно же купила "Мой папа и Горовиц".

"Пианисты" мне нравятся как роман о юных, как роман о людях совершенно иного времени, а главное - иного круга, в сущности, такого же закрытого и неизвестного, как если бы речь шла о путешествии во времени. К тому же они живут в Норвегии, о которой я так мало знаю.

Герои живут музыкой, постоянно слушают классические концерты. Девушка, в которую влюблён главный герой, предлагает ему послушать Жаклин Дюпре. Упоминается много произведений, но как-то особенно подчеркивается Элгар, а также повторяется, как страстно, пугающе страстно играет Дюпре.

Я нашла фильм про англичанку Жаклин Дюпре, которая была одной из самых знаменитых виолончелисток, с Элгаром у неё были особые отношения, этот концерт сыграл лейтмотив в её жизни. Она рано умерла и очень недолго была на пике карьеры, потом начал прогрессировать рассеянный склероз, в том возрасте, что я сейчас, её возили на коляске, но она продолжала работать, записывая партитуры, аппликатуру, интерпретации.

Мы с Машей посмотрели фильм и потом много раз подряд слушали концерт Элгара. И мне хочется слушать его ещё.

А в прошлое воскресенье я посмотрела документальный фильм "Мунк-150" о выставке в честь 150-летия Эвадрда Мунка, самого известного норвежского художника. Он написал огромные картины, которые украшают актовый зал университета Осло, называемый Аула. В этом зале вручают Нобелевскую премию, в ней проходят концерты самых знаменитых музыкантов мира, в этом зале часто бывают герои "Пианистов" и разглядывают восход солнца, аллегории истории и кормящей матери Мунка.

Оказалось, что про Мунка я толком ничего не знала, действительно, "Крик" - едва ли не единственная его картина, которую я безошибочно могла опознать, между тем, у него есть очень интересные и красивые вещи. В то же время, в "Крике" есть квинтессенция мироощущения Мунка, он сам на свою жизнь смотрел мрачновато, в раннем детстве потеряв мать и сестру. Фильма, безусловно, мало, это лишь приглашение к знакомству с художником.
Концерт Равеля для фортепиано с оркестром G dur. Концерт Элгара для виолончели с оркестром. "Лунный свет" Дебюсси. Клод Дебюсси оказался очень сентиментальным, нежным и певучим, простым для восприятия. Настоящий хит-мейкер.

воскресенье, 27 октября 2013 г.

Снег 23 октября

Снег был такой, что я надела зимнюю одежду и обувь. Утром в машине пела Каллас, а перед лобовым стеклом машины были настоящие белоснежные сугробы, а в обеденный перерыв я слепила из прекрасного рыхлого снега несколько снежков. К вечеру осталась лишь слякоть, а в пятницу я снова была в туфлях, потому что выглянуло солнце и от снега остались лишь воспоминания.

Солнце, лёд, сиянье, колыханье

Когда в голове роится много мыслей и впечатлений, их надо поскорее слить на бумагу или блог, убавить тревожность. Почитала я свой дневник и поняла, что приятные моменты, которые мне хочется снова пережить в записывании, так или иначе связаны с outdoors, с природой - выйти ли на балкон, прогуляться ли у озера, поднять ли голову к небу...

Неподалёку от моего офиса есть озеро, зимой там расчищают лёд для катания на коньках, летом живут утки. Идти туда меньше 5 минут, но  я хожу не чаще раза в сезон. Лето кормила уток булкой однажды, теперь, вот, дошла, когда озеро уже покрылось льдом, но утки почему-то не улетели. Есть среди них одна белая, совершенно непохожая на других утка. Видела её летом, она держалась поодаль, теперь же, как будто, стала членом стаи.

Утки бродят по льду и собирают мёрзлые куски хлеба, которые не склевали ещё голуби и воробьи, которые тоже крутятся у сытного места. Настоящий птичий двор. В дальней части озерца, как будто, полынья. В ней сидит большая часть стаи. Интересно, когда они отправятся в тёплые края? Надо сходить туда на следующей неделе.


Рядом с озером школа. Мальчишки лет 12 ходят вдоль берега, топчут лёд, прыгают, достают из-под воды кем-то оставленные там куски бетона на металлических штырях и долбят ими лёд. Взрослые - кто резко, грубо, кто вежливо-покровительственно - призывают детей уйти со льда. Но стайка мальчишек сильнее важных взрослых, которые мимоходом хотят проявить гражданскую сознательность и заботу о молодом поколении. Поэтому они залили уши воском и продолжают своё увлекательное дело, продвигаясь вдоль всего озерца.

Я периодически возвращаюсь к недочитанной книге Марии Осориной про секретный мир детей в пространстве взрослых. Там пишется о том, что для детей это нормальный и здоровый период исследования, покорения, испытания окружающего ландшафта. В конце концов, мальчишки ходят вдоль берега, им известно, что тут неглубоко, потому что летом они эту воду, наверняка, исходили. Так что самое страшное, что им грозит - промочить ноги и добежать до школы в таком виде.
Честно говоря, и сама я, расставшись с подругой, постояла на краю ледяной пластины, не удержалась, это какое-то первобытное любопытство. Ледяная корка охала от ударов на другом берегу, вода ходила под ней от прыжков поблизости. Утки где-то на середине озеро хлопали крыльями и как-будто дрались в своей полынье.
А потом я стояла в зарослях какой-то пушистой сухой травы. Слушала, как шелестит. Смотрела и не могла уйти от солнца, которое просвечивало эти страусиные перья насквозь, отражалось и сияло в обломках льда. Я брела по крошечной тропинке, смотрела на траву и листья под ногами и представляла, что рядом нет школы, дороги, населённого микрорайона и сотен офисов, а мне не надо торопиться на пресс-конференцию.


понедельник, 14 октября 2013 г.

То, к чему нет картинок

Сегодня утром, за несколько минут до появления сияющего жёлто-розового солнца, небо было нежно-голубым, облака над горизонтом - розовые, а от них лучами расходились три зигзагообразных трека, больше похожих на сплющенную рыхлую спираль. Они были жёлто-розовые и сияющие. Как polar lights.

***
Сегодня утром, таким ясным, солнечным, многообещающим утром, я вдруг увидела травы вдоль бетонного забора. Неожиданно разнообразные - колосья, зонтики, плоские стебельки и собрание крошечных маленьких соцветий - они танцевали под рокен-ролл по радио, танцевали одновременно грациозно, радостно и тревожно. Трепыхались в ритм песни. Такие красивые, такие хрупкие.

А вдоль дороги подросшие с весны яблоньки трепетали своими красными бусинами и остатками жёлтых листьев на аккуратных маленьких кронах.

Вечером часть неба была серой и тяжёлой, в то время как на другой были голубые и белые тучи, подсвеченные розовым. Спустя некоторое время мы проезжали синюю полосу, сверху которой была бледно-бледно голубая, на их фоне качались нарисованные графитом силуэты деревьев. Ещё через полчаса сквозь тучи показался огромный ломоть луны - уже не половинка, но и до целой далеко. Гигантская краюха луны висела над городом несколько секунд, пока не наплыли тучи. Объявили штормовое предупреждение.

Осенняя жадность

Я не могу удержаться от фотографирования однообразных, на первый взгляд, осенних красот.
Ветки акации такие симметричные и правильные, как орнамент. Ветки рябины такие же, но на земле именно акация выглядит чётко и нарядно. А семечки берёзы - как звёздочки
Дубовых деревьев в городе стало больше, но они по-прежнему кажутся сказочными
 
А это кленовый сквер, в который я попала спустя два,кажется, года. Мы тут гуляли с подругой К., а потом были на славном девичнике в доме поблизости. Странным образом, именно в тот день, когда я оказалась в этом сквере, участницы того девичника предложили встретиться.

четверг, 10 октября 2013 г.

Замеченная мельком



Замеченная мельком красота. Я погрузилась в интенсивную и малопродуктивную с точки зрения заработка, славы или удовлетворения работу, так что ощущаю себя орудием труда, а не созерцающей прекрасную природу женщиной. Сил хватает только на созерцание спящего ребёнка - 5 минут перед тем, как сама утону во сне.

четверг, 3 октября 2013 г.

Прекрасное дня

Названия девяти частей древней мелодии «Когда всходит луна» в аранжировке Пэня Сювэня, которую исполнит для нас Гонконгский оркестр китайских инструментов:

«Ледяной диск над островом в море»

«Наблюдая за луной из беседки на берегу реки»

«Прогулки по берегу»

«Серебристая жаба на луне выдыхает радужные облака»

«Ветер и мгла заполняют небо»

«Безгрешная дева – Луна»

«Яркий дух, висящий в небе»

«Пересекая Млечный путь»

«Тысячи домов на Луне»

среда, 2 октября 2013 г.

Прекрасные вещи, которые меня окружают

 
Список составлен в прошлый понедельник, когда я ехала в автобусе с концерта Новосибирского симфонического оркестра:

- концерт симфонического оркестра;

- Маша идёт в музыкальную школу;

- театральный фестиваль в кинотеатре (вот буквально вчера я посмотрела "Двенадцатую ночь" шекспировского театра "Глобус" и это просто чудо, как хорошо!);


 - новый магазин канцелярии (в нём есть красивые блокноты, альбомы для моментальных кадров и продавец в виде молодой женщины с пирсингом в носу и разноцветными розами на руке до локтя);

- фотовыставка, особенно Стамбул (это было предвкушение, которое не оправдалось, так как выставку пришлось смотреть без света, как-то скомканно);

- Чулпан Хаматова (она приедет читать Цветаеву под музыку);

- Карина А. (Знакомая из музыкальной школы написала из Мюнхена, куда уехала с мужем-коллегой-ученым после двухлетнего проживания в Японии. Размышления о том, как важно в семье уделять внимание языкам, музыке, математике, гораздо важнее заботы о маленьких, постоянно возобновляющихся материальных потребностях, на которые у родителей уходят все силы);

- идея преемственности поколений, которая внезапно связала два интервью (одно из них до сих пор не написано, а именно оно у меня вызвало слёзы прямо в процессе беседы);

- мимолётный осенний город;
 

- удобная и красивая одежда;

- существование инстаграмма и отдалённая перспектива завести его;
- секс с мужем;

- возможность пойти в "американский паб" и съесть там вкусный бургер;
- возможность ехать в автобусе сидя (и просто ехать в освещенном, почти пустом автобусе ночью);

- огни набережной над рекой.

Добавлю из последнего:

- нежное утро, когда небо ясное после недели облачной пелены, на горизонте акварельная полоса розового, переходящего в жёлтый, а потом в зелёный и синий, и тонкий серпик Луны, как девичье колечко;

- нарядные люди на улице: отец и сын одинаково спортивной комплекции в одежде, как из журнала мод, мать и двое дочерей, нарядившиеся на концерт в хрустящую белую блузку, сумочку с золотистой цепочкой, бархатное пальто с двумя рядами блестящих пуговиц и другие красивые вещи;

- когда слой тополиных листьев начинает проседать от дождей и влаги, вверх торчат хвостики и видишь уже не столько листья, сколько эти торчащие черенки;

- сон про бесполезные переходы во времени;

- ездить по утрам мимо парка, засаженного старыми липами. Стволы и ветви у лип чёрные, а листья светятся жёлтым. Ездить и мечтать там прогуляться, до тех пор, пока все липы не облетят, оставив мечту неисполненной...

- актёры из "Двенадцатой ночи", любовные томления Орсино и Виолы. Джонни Флинн в роли Виолы.
Orsino and Cesario (Liam Brennan and Samuel Barnett)