суббота, 26 января 2013 г.

My Stroke of Insight: a Brain Scientist's Personal Journey



Джилл Болти Тейлор "Мой инсульт был мне наукой". Книга о том, как устроен человеческий мозг, и вообще человек. Написана она старательно, тщательно, но местами, конечно, видно, что не писатель сочинял. Впрочем, когда нейробиологу удаётся пережить инсульт, восстановить полностью все физические и когнитивные функции, а затем описать пошагово свой опыт, говорить о литературной составляющей не приходится.

Я читаю с трепетом и восхищением. Опыт отключения левого полушария и блаженства, в которое погружает сознание правое полушарие, напомнил мне наркоз в роддоме. История успешного восстановления Джилл заставила по-новому посмотреть на способности человеческого мозга. Это ведь означает не только, что можно восстановитсья после инсульта, но то, например, что очень многому можно научиться "и после трёх", и даже после тридцати трёх. Нейроны мозга очень подвижны и любознательны, если давать им пищу, они будут процветать и в 90 лет. А ведь я амбициозно планирую стать здоровой и здравомыслящей старухой 90 лет.

Ещё меня очень впечатлили рассуждения учёного о том, что все мы состоим из миллаирдов вибрирующих атомов. То есть, да, нас этому учили в школе, но кто всерьёз помнит об этом ежедневно? Между тем, такой подход избавляет от многих сиюминутных страхов и проблем. Ну охота идти гулять, охота сидеть перед компьютером и жевать салат? Что ж, на секунду задумайся, как сложный и восхитительный организм, созданный для движения и свежего воздуха, прозябает в скрюченном состоянии, не используя и сотой доли своего потенциала...

Книгу я увидела в обзоре "Афиши", кажется. Заказала на "Лабиринте", так как мой папа перенёс инсульт вскоре после рождения моей дочери, с тех пор он на инвалидности 3-й степени и полностью не восстановился. Инсульты в юном возрасте пережила моя подруга. Сильнейшее кровоизлияние, повлекшее трепанацию черепа, произошло у нашего знакомого, родственника наших друзей - потрясающе обаятельного, энергичного, честного молодого мужчины...

И ведь тонкость в том, что чем раньше опознаешь инсульт и получишь помощь, тем меньший вред будет нанесён мозгу. Однако, даже учёный по мозгам не сразу подумала о диагнозе, чего уж говорить об обычных людях, особенно молодых, не ожидающих от своего мозга такого подвоха...

6 комментариев:

  1. Навряд ли смогу прочитать всю книгу, но очень хотелось бы услышать какие-то важные моменты, основные положения, которые простой обыватель может применять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Я делаю закладки по ходу чтения, надеюсь, хватит концентрации,чтобы записать их в блог)

      Удалить
  2. Спасибо, Ира, заказу и прочитаю.
    Я пошла по Семёновской ссылке, там не всё платно, пока бесплатные тренировки пробую. Всего один день, правда, хаха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, я тебе с радостью дам эту книгу. Я её пообещала дать маме с папой, но думаю, что ты прочитаешь быстрее, и тогда я им дам. Дело в том, что она не такая, чтоб прям возвращаться к ней всю жизнь, не настольная, как мне кажется. Прочитаешь, потом решишь, нужна ли она тебе навсегда.

      Удалить
    2. Спасибо большое, Ира!

      Удалить